Лекарства для «разжижения» крови: частые вопросы кардиологу

Содержание:

• Когда начинать прием лекарств для разжижения крови
  • Какие лекарства разжижают кровь
  • Как понять, нужно ли принимать кроверазжижающие препараты

Препараты для профилактики и лечения заболеваний, связанных с образованием тромбов, прочно вошли в арсенал современной медицины, и, конечно, очень активно применяются в кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии.

Интерес к этим лекарственным средствам подстегнула и недавняя пандемия коронавирусной инфекции, что привело к широкому, и часто необоснованному их применению.

Давайте попытаемся немного разобраться в вопросах назначения этой группы препаратов.

Когда начинать прием лекарств для разжижения крови

“Соседка говорит, что начинать принимать кроверазжижающие лекарства нужно всем после 40 лет - профилактически. Это так?”

На самом деле, нет.
Назначение препаратов не зависит от возраста, и строго определяется наличием показаний и противопоказаний у конкретного пациента. Если не учесть эти факторы, то можно нанести вред, значительно увеличив риск кровотечений и поражений желудочно-кишечного тракта. Поэтому, это как раз тот случай, когда самолечение - это плохо.

Какие лекарства разжижают кровь

“А эти препараты: они же все от тромбов - значит действуют, примерно, одинаково? А почему тогда моей сестре назначили препарат за 300 рублей, а мне за 3 тысячи рублей? Мне попался плохой врач? Можно мне принимать лекарство, как у сестры?”

Постараемся ответить подробно!

Препараты, влияющие на тромбообразование, относятся к разным группам:

• антиагреганты - не дают кровяным пластинкам - (тромбоцитам) склеиваться между собой, применяются в основном для профилактики и лечения заболеваний, связанных с артериальным тромбозом - например, ишемическая болезнь сердца.
    Самый известный представитель этого класса - это ацетилсалициловая кислота (торговые марки: тромбо АСС, аспирин - кардио, кардиомагнил, кардиаск и т.д.), ещё есть клопидогрел (плавикс, зилт, плагрил, и т.д), тикагрелор (брилинта), прасугрель (эфиент), а также некогда популярный дипиридамол, больше известный, как «курантил».
    Иногда, например, после хирургических вмешательств на артериях или после инфаркта миокарда два препарата этой группы назначаются совместно (например, аспирин + плавикс)
  • антикоагулянты - это лекарства, которые влияют на процессы тромбообразования за счёт изменения активности факторов свёртывания, находящихся в плазме (жидкой части крови).
    Назначаются при тромбозах различных сосудов, тромбах в полостях сердца, наличии протезов клапанов сердца, при мерцательной аритмии (её ещё называют - фибрилляция предсердий), как профилактику тромбозов при некоторых хирургических вмешательствах и тяжёлых заболеваниях (в том числе онкологических), при осложнениях течения беременности.
    Бывают в виде таблеток - варфарин (требует контроля специального показателя - МНО), более современные препараты - ксарелто, прадакса и эликвис; и в виде - инъекций - гепарин и его низкомолекулярные формы (клексан, фраксипарин и т.п.)
  • Тромболитики - очень серьёзные препараты! Применяются в первые часы (реже сутки) после острого эпизода тромбоза для растворения тромб - только в инъекциях, в условиях палаты интенсивной терапии или реанимации. Иногда бывает случаи, когда антитромботические препараты из разных групп назначаются одновременно - например, антикоагулянт + антиагреггант. Это всегда требует пристального врачебного контроля, так как такая схема увеличивает риск кровотечений

Как видите, все эти препараты очень разные, назначаются в разных ситуациях, и, далеко не всегда, взаимозаменяемы.
Доверяйте вашему доктору!

Как понять, нужно ли принимать кроверазжижающие препараты

“К врачу не всегда можно попасть быстро. А медсестра в процедурном кабинете, когда брала у меня кровь, сказала, что кровь « густая». Я могу как-то определить самостоятельно, что нужно принимать кроверазжижающие препараты? Есть ли какой-то анализ, который я могу сдать и по результатам начать пить эти лекарства в ожидании приема врача?”

Самостоятельно принимать никакие препараты из этой группы не надо! Все эти препараты могут иметь достаточно серьезные побочные эффекты, вплоть до очень тяжелых кровотечений. Никакого лабораторного анализа определяющего показания к назначению этих препаратов без учета состояния пациента не существует.

Правильный подбор и дозирование препарата с учетом всех показаний, противопоказаний и лекарственных взаимодействий возможен только после проведения подробной консультации квалифицированного специалиста.

Врачи нашей клиники всегда готовы приложить все наши знания, чтобы назначенное лечение стало для Вас максимально эффективным и безопасным!

Если у вас остались вопросы и вам нужна профессиональная консультация, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим докторам!