Кардиоклиника
  • Черно-белая версия

Ответы на частые вопросы

?
Что такое «перебои» в работе сердца?

Часто от наших пациентов мы слышим жалобы на «перебои» в работе сердца. Иногда это состояние характеризуют так: «сердце замерло, а потом побежало». Чаще всего так ощущаются экстрасистолы – преждевременные сокращения сердца. Это один из вариантов нарушений ритма сердца. Экстрасистолы бывают разными по своему происхождению. Часть из них возникает в желудочках сердца. Желудочковые экстрасистолы ощущаются, как правило, интенсивнее. Они могут быть связаны с ограничением кровотока по артериям сердца, то есть с ишемической болезнью сердца. А могут возникать из одного единственного очага, который по непонятным причинам начинает генерировать много автоматических сигналов. В этом случает экстрасистол бывает настолько много, что они могут вызвать гипоксию головного мозга и обморок. Количество экстрасистол в течение суток – это важный критерий. Например, от 7000 желудочковых экстрасистол в сутки на фоне антиаритмической терапии может рассматриваться оперативное лечение. Речь идет о высокочастотной аблации очага экстрасистол. Выполняется в рентгеноперационной с помощью катетерных технологий.
Чаще встречаются предсердные экстрасистолы. С одной стороны, считается, что они безопасней желудочковых. С другой стороны, большое количество предсердных экстрасистол часто становится предвестником более сложной аритмии – мерцательной, или как ее теперь называют, - трепетание-фибрилляция предсердий.
В первую очередь для борьбы с любой аритмией врач должен убедиться в отсутствии дефицита самых важных микроэлементов для сердца - калия и магния. С них, как правило, и начинается лечение экстрасистол. Если экстрасистолы носят функциональный характер и появились на фоне дефицита микроэлементов и утомления, то этих мер бывает достаточно. Добавление антиаритмических препаратов всегда строго индивидуально. Перед назначением лечения, кардиолог, скорее всего предложит проведение ЭКГ, эхокардиографии и суточного мониторирования ЭКГ. Для исключения ишемической природы экстрасистол может понадобится нагрузочная проба.

?
Как узнать, есть ли у меня атеросклеротические бляшки в сосудах?

Для оценки состояния сосудов нижних конечностей и шеи используется ультразвуковое исследование. В случае оценки сосудов сердца ультразвуковое исследование в настоящее время недостаточно информативно. Поэтому для оценки сосудов сердца используется методика, называющаяся КТ подсчёт коронарного кальция. Она позволяет врачу оценить наличие и выраженность атеросклеротического процесса. Плюсом данного исследования является то, что оно не требует введения контрастного вещества, поэтому его выполняют на первом этапе. За рубежом данное исследование называют «флюорография для сердца». Более высокой точностью обладает коронарография. Однако при коронарографии требуется введение контрастного вещества, поэтому для проведения данного исследования требуются более серьёзные основания. При выявлении атеросклеротических бляшек важно, насколько бляшка перекрывает просвет сосуда, требуется ли пациенту хирургическое вмешательство - для этих целей проводится исследование стресс-ЭХО-КГ. Стресс-ЭХО-КГ позволяет врачу увидеть, способен ли суженный атеросклеротической бляшкой сосуд доставить достаточное количество крови к стенке сердца при физической нагрузке.

?
Как выяснить причину повышения артериального давления? Какое давление считается повышенным?

Артериальное давление считается повышенным, если его значение больше или равно 140\90 мм.рт.ст. Наиболее очевидной причиной повышения артериального давления является гипертоническая болезнь. Данное заболевание имеет наследственную предрасположенность и может проявиться в любом возрасте, особенно при наличии таких провоцирующих факторов, как курение, гиподинамия, избыточный вес. Реже встречается повышение давления, вызванное патологией почек, надпочечников, гипофизарной системы, клапанного аппарата сердца. Для выявления причины повышения давления врач в первую очередь ориентируется на возраст и «портрет» пациента, в частности, наличие у его родственников повышенного артериального давления. В первичное обследование пациента с повышенным давлением входит ЭКГ и ЭХО-кардиографическое исследование, а также контроль анализов крови, УЗИ органов брюшной полости, почек и почечных артерий.

Все это в совокупности дает представление о наиболее вероятной причине повышенного давления у конкретного пациента.

?
Как отличить сердечную боль от другой боли в груди?

Существуют разные причины боли в груди. Это могут быть заболевания сердца, позвоночника, ребер и межреберных мышц, легких и даже проблемы с пищеводом и желудком. Любая боль в груди требует особого внимания. Подчас даже опытный врач не может стразу дать ответ, с чем связана боль, пока не проведет дополнительное обследование. Самое главное при возникновении болей - не пропустить состояния, опасные для жизни, такие как инфаркт миокарда, воспалительные заболевания сердца, тромбы в легочных сосудах. Разобраться с такими состояниями, конечно, может только врач.

К счастью, в большинстве случаев, особенно в молодом возрасте, боли в груди не вызваны серьезными причинами. Если боль четко связана с дыханием, движением рук, плеч, наклонами, если вы можете нащупать болезненные точки, то эта боль, скорее всего, связана с остеохондрозом, воспалением мышц или суставов. Особенно настороженно следует относиться к любым неприятным ощущениям в груди при нагрузке, особенно при выходе на холод, ветер. Такие боли подозрительны в отношении ишемической болезни сердца и требуют срочной консультации кардиолога. Также нельзя терпеть впервые возникшие интенсивные боли в груди, которые могут быть признаком опасного заболевания. При возникновении болей или любых неприятных ощущений в груди лучше всего обратиться к врачу. Осмотр кардиолога, ЭКГ, самые простые анализы обычно позволяют быстро поставить правильный диагноз.

?
Можно ли почистить сосуды?

Почистить сосуды нельзя. Не создано ни одного лекарства, способного очистить сосуды от холестериновых бляшек! Знайте: в большинстве случаев, пока бляшка не закроет сосуд больше чем на 70%, человек зачастую не имеет каких-либо жалоб. Вместе с тем все, что мы «вырастили» к своим годам в наших сосудах, так с нами и останется. Радикально восстановить проходимость сосудов можно только оперативным путём (стентированием). Другой вариант - шунтирование (создать новый путь для крови в обход «забитого» сосуда). Оба варианта сопряжены с рисками. Для предотвращения роста бляшки назначаются специальные препараты - статины. Статины не уберут бляшку, но ограничат ее рост и стабилизируют её. По-простому сказать, «цементируют» покрышку этой бляшки, препятствуя её разрыву. Разрыв бляшки и последующее тромбирование места разрыва в 99% случаев являются причиной инфаркта или инсульта.

?
Надо ли снижать давление? Как снижать артериальное давление?

Надо ли снижать давление? Как снижать артериальное давление? Повышенное артериальное давление является фактором риска развития инфаркта миокарда, инсульта, сердечной недостаточности. Поэтому независимо от причины повышения артериального давления его необходимо снижать. С целью коррекции показателей артериального давления пациенту обязательно рекомендуется изменение образа жизни (ограничение употребления поваренной соли, ежедневные физические нагрузки: быстрая ходьба, бег, плавание, снижение массы тела при наличии избыточного веса). Также пациенту может быть рекомендована медикаментозная терапия для снижения давления на неопределенно длительный период. Целью назначения длительной терапии является не только снижение текущих показателей давления, но также предотвращение его повышения в будущем, что поможет достоверно избежать нежелательных сердечно-сосудистых осложнений.

?
Почему на разных руках разное АД?

Человек не обладает 100% симметрией. Мышцы на правой и левой руках и ногах развиты немного по-разному. Строение парных органов, таких как почки, глаза, ушные раковины и т.д., немного отличается. Поэтому нет ничего удивительного, что артериальное давление (АД) у многих людей неодинаково на правой и левой руках. Это может быть связано с рядом причин. Во-первых, правая и левая артерии, питающие руки, по-разному отходят от аорты, а также могут немного различаться по строению. Кроме того, разница АД может зависеть от интенсивности повседневной нагрузки на ту или иную руку, от занятий спортом и т.д. Во всех этих случаях разница в цифрах АД обычно не превышает 10 мм. рт. ст. и считается нормой. Врачи всегда рекомендуют ориентироваться при измерении АД на ту руку, где цифры выше. Если же Вы заметили, что разница на руках при измерении АД регулярно превышает 15 мм. рт. ст., следует обратиться к врачу, так как это может быть симптомом заболевания артерий, питающих как верхние конечности, так и головной мозг. Особенно нужно обратить внимание, если на одной руке АД значительно ниже нормы, в то время как на другой - нормальное или даже повышенное. В таких случаях врач назначает исследования сосудов, которые помогут выявить изменения в артериях и вовремя начать лечение.

?
Если поставлен диагноз "сахарный диабет", то придется полностью отказаться от хлеба, каши, картофеля, макарон и других продуктов, содержащих углеводы?

Нет. Питание при сахарном диабете должно быть сбалансированным, и углеводы составляют примерно половину рациона. Но нужно более внимательно отнестись к их выбору и распределению в течение дня. Предпочтение следует отдавать цельнозерновым видам хлеба, крупам с высоким содержанием клетчатки (греча, нешлифованный рис, овсяная крупа, перловка). В небольших количествах можно употреблять и картофель (2 -3 раза в неделю 75-100 гр., это примерно 1 средняя картофелина), и макароны, но в составе сложного гарнира, например, с овощами. Употреблять углеводы нужно равномерно в течение дня, но с минимальным количеством на ужин.

?
Какие фрукты можно употреблять при сахарном диабете?

Фрукты - важный компонент здорового питания. Да, они содержат фруктозу и сахар, но также в их составе много клетчатки, которая препятствует быстрому всасыванию сахаров. Пациенту с сахарным диабетом рекомендуется употреблять 2- 3 фрукта в день (ориентироваться на среднее яблоко). По влиянию на уровень сахара в крови почти все фрукты похожи между собой. Чуть выше гликемический индекс (способность повышать сахар крови) у винограда и бананов, поэтому раньше эти фрукты считались запрещенными при сахарном диете. В настоящее время их употребление разрешено, но при условии ограниченного количества:1/2 банана и 10 -12 ягод винограда.

Почему кружится голова?

Причиной головокружения чаще всего является изменение работы вестибулярных систем, которые находятся в структурах внутреннего уха (расположены в височных костях). Такое головокружение является вестибулярным (когда кружится все вокруг). Для его устранения применяется препарат бетасерк (или его аналоги с действующим веществом бетагистин) в дозировке 24 мг 2 раза в день до прекращения головокружения. Применяются также упражнения вестибулярной гимнастики - их можно посмотреть на сайте acare.ru Нужно ли принимать при головокружении мексидол? Применение мексидола не является обязательным при головокружении, он не влияет на его устранение.

Что такое миокардит?

Миокардит - это воспаление мышцы сердца, причиной которого могут быть инфекционные, бактериальные или токсические воздействия.
Подробнее в статье.

Остались вопросы?
Задайте нам вопрос и мы в ближайшее время вам ответим
Кардиоклиника