Диагностика хеликобактерной инфекции

Содержание:

• Что такое Хеликобактер
  • Как Хеликобактер пилори влияет на организм
  • Кому рекомендована эрадикация хеликобактерной инфекции
  • Методы диагностики Хеликобактер пилори

Что такое Хеликобактер

Helicobacter pylori (H. pylori) – это условно-патогенный вид бактерий, который может попасть в организм человека, заселить слизистую оболочку желудка и благодаря своим особенностям легко выживать в агрессивной желудочной среде.

Инфицирование H. pylori является распространенным явлением, т.к. довольно просто передается от человека к человеку через воду, пищу или посуду, а также слюну, и в случаях проведения медицинских манипуляций необработанным инструментарием. Около двух третей населения мира является носителями этой бактерии.

Как Хеликобактер пилори влияет на организм

Попадая в организм, рано или поздно Helicobacter pylori вызывает хронический активный гастрит, который в свою очередь может стать начальным звеном в цепочке событий, приводящих к атрофии слизистой желудка, к язвенной болезни и, самое страшное, к раку желудка. Хотя необходимо уточнить, что у большинства людей H.pylori не приводит к появлению язв или возникновению каких-либо других симптомов.

Важно знать, что бактерия, о которой мы сегодня говорим, была открыта в 1979 г., а уже в 1994 г. хеликобактерная инфекция была отнесена Международным агентством по изучению рака к канцерогенам первого класса. Согласно научным статистическим исследованиям до 90% рака желудка обусловлено H.pylori, который развивается у 2-3% зараженных, что в свою очередь наталкивает на мысли об актуальности своевременной эрадикации (устранение бактерии) в контексте первичной профилактики злокачественных онкологических заболеваний желудка.

Кому рекомендована эрадикация хеликобактерной инфекции

Диагностика и устранение данной бактерии рекомендованы пациентам с симптомами диспепсии, а также тем, кто находится на длительном лечении препаратами ацетилсалициловой кислоты и нестероидными противовоспалительными средствами (НПВС), а также лекарственными средствами, снижающими продукцию соляной кислоты в желудке. Согласно современным стандартам и рекомендациям мирового гастроэнтерологического сообщества рекомендуется проведение эрадикационной терапии у всех инфицированных при отсутствии противопоказаний.

Методы диагностики Хеликобактер пилори

Чтобы выяснить, есть ли в организме хеликобактерная инфекция существует множество вариантов диагностики, среди которых:

• Выполнение эндоскопического осмотра верхних отделов ЖКТ (ЭГДС) с забором биоптатов для определения признаков инфицирования.
  • Анализ крови на антитела к H. pylori. Антитела — это белки, которые иммунная система вырабатывает, чтобы избавиться от микробов. Обычно они остаются в нашем организме на случай, если нам снова придется бороться с тем же микробом. Положительный тест может свидетельствовать о контакте с H. pylori в прошлом, но не об активной инфекции.
  • Анализ кала на наличие антигена H. pylori, который позволит определить наличие белковых частиц бактерии в стуле.
  • Уреазный дыхательный тест, который заключается в анализе выдыхаемого воздуха на предмет косвенных признаков наличия бактерии.

Выбор того или иного диагностического метода во многом опирается на клиническую картину, особенности, ограничения и чувствительность самого метода, а также в зависимости от экономической эффективности.

Таким образом, своевременное обнаружение Helicobacter pylori при помощи широкого спектра различных методов играет важнейшую роль в диагностике и в определении лечебной тактики гастроинтестинальной патологии, а также в профилактике онкологических заболеваний желудочно-кишечного тракта, вместе с тем позволяя анализировать эффективность назначаемой терапии, особенно, если принять во внимание массовое распространение данного бактериального патогена.

Если у вас остались вопросы и вам нужна профессиональная консультация, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим докторам!