Что такое миокардит?

Миокардит - это воспаление мышцы сердца, причиной которого могут быть инфекционные, бактериальные или токсические воздействия.

Частота выявляемости заболевания растет с каждым годом, что связано и с внедрением более высокотехнологичных способов диагностики и с большим распространением вирусов.

Известны наиболее частые возбудители миокардита, такие как:

• вирусы Коксаки, ЕСНО, гриппа, краснухи, энтеровирусы;
  • стрептококковые и стафилококковые бактериальные инфекции, хламидии, микобактерии туберкулеза;
  • неинфекционные, аутоиммунные заболевания;
  • радиактивное излучение.

Так же появляется все больше сведений о воспалительных заболеваниях сердца на фоне новой коронавирусной инфекции.

Характерными клиническими признаками миокардита могут являться:

• слабость,
  • недомогание,
  • повышение температуры тела,
  • одышка при незначительных нагрузках,
  • перебои в работе сердца и сердцебиение,⠀
  • дискомфорт и боли в грудной клетке.

Если данные жалобы появляются в течение 2-4 -х недель после острого периода инфекции, необходимо обратиться к кардиологу.

Методами диагностики воспалительных заболеваний миокарда являются:

• ЭКГ и ЭХО – кардиография. Одним из основных методов диагностики первой линии является эхокардиография. При миокардите может увеличиваться размер сердца и снижаться его сократительная способность. Оба эти признака хорошо диагностируются во время выполнения эхокардиографии.
  • контроль лабораторных показателей крови:
    • клинический анализ крови + СОЭ,
    • С -реактивный белок (СРБ), креатинфосфокиназа МВ (КФК МВ), лактатдегидрогеназа (ЛДГ), тропонин, натрийуретический пептид (BNP).
  • суточное мониторирование ЭКГ позволяет оценить наличие аритмии в течение суток. Для миокардита характерно появление экстрасистолии, характер и степень тяжести которой оценивают по суточному мониторированию ЭКГ.

Иногда для постановки точного диагноза миокардита может понадобиться проведение МРТ сердца и биопсии миокарда. Во время МРТ сердца вводят специальное контрастное вещество (гадолиний) и следят за распространением его в миокарде (мышце сердца). В норме распределение вещества равномерное. При миокардите будут определяться очаги отсроченного накопления конрастного вещества в типичных местах.

Однако, если на фоне симптоматического лечения жалобы проходят, и лабораторные показатели нормализуются, то необходимости в более сложной диагностике не будет.