Бронхиальная астма: симптомы, причины, диагностика и лечение

Содержание:

• Как проявляется бронхиальная астма
  • Причины возникновения бронхиальной астмы
  • Регулярная терапия и правильное использование ингаляторов снижают прогрессирование болезни
  • Оценка течения болезни с помощью спирометрии
  • Как лечить бронхиальную астму

Как проявляется бронхиальная астма

В свете актуальных медицинских данных для бронхиальной астмы характерно сочетание хронического воспаления дыхательных путей и респираторных синдромов (это могут быть свистящие хрипы, одышка, заложенность в груди и кашель). Эти синдромы могут различаться по времени и интенсивности и сочетаются с выявляемым в ходе обследования сужением мелких бронхов.

К основным механизмам астмы, вызывающим удушье, относятся воспалительный отёк слизистой оболочки бронхов и их мышечный спазм. Скопление мокроты, несмотря на то, что многие пациенте её мучительно откашливают, имеет меньшее значение. Именно поэтому в терапии астмы основную роль играют противовоспалительные и бронхорасширяющие, а не отхаркивающие препараты.

Причины возникновения бронхиальной астмы

Часто, прежде всего в молодом возрасте, бронхиальная астма развивается вследствие аллергии. Необходимо помнить, однако, что не каждый аллергик заболевает астмой, и, с другой стороны, заболевание, особенно его тяжёлые формы, может быть обусловлено неаллергическими факторами.

Астма – хроническое заболевание. Воспалительный процесс в бронхах часто сравнивают с айсбергом: внешние симптомы представляют собой лишь верхушку последнего. Даже у пациентов с длительной ремиссией при обследовании могут быть выявлены отклонения. В связи с этим терапия болезни должна быть сравнительно регулярной, в том числе при её лёгком течении. Многократно доказано, что в этом случае вероятность прогрессирования астмы, её обострений, летального исхода заметно снижается. Астматики даже выигрывают Олимпийские игры! Напротив, неоправданные перерывы и прочие погрешности в лечении становятся наиболее частой причиной тяжёлого течения болезни.

Крайне важно при обращении к врачу проверять время от времени правильность применения дозированных ингаляторов. Ситуации, когда пациент, как выясняется, долгие годы вдыхал лекарство с серьёзными ошибками, исключением не являются. Естественно, что это не может не сказываться на результатах лечения. В моей практике много примеров, когда несколько минут, посвящённых обучению технике использования ингаляционного препарата, оказывали волшебный эффект, в отличие от увеличения суточных доз и добавления новых лекарств.

Оценка течения болезни с помощью спирометрии

Важной информацией для оценки течения астмы, возможной коррекции терапии служат данные функционального обследования – спирометрии. Этот тест даёт возможность мониторировать состояние пациента и обычно проводится несколько раз в год. Следует помнить, что перед проведением исследования желательно воздержаться от применения бронхорасширяющих средств, иначе результат будет искажён.

Как лечить бронхиальную астму

Пульмонология - одно из направлений медицинской помощи, оказываемой в Кардиоклинике. Респираторное заболевание, особенно при его нестабильном течении, когда организму не хватает кислорода, провоцирует и более агрессивное течение сердечно-сосудистой патологии. Грамотная коррекция ингаляционной терапии сопровождается не только облегчением дыхания, но и снижением артериального давления, нормализацией сердечного ритма.

Вопрос, который я часто слышу в последние два года – как лечиться и что предусмотреть больным бронхиальной астмой в период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). И международные, и отечественные рекомендации советуют пациентам продолжать регулярное лечение астмы. Ингаляционные средства не увеличивают риск COVID-19, при этом поддерживая респираторное здоровье, улучшают прогноз инфекции. За исключением обострений заболевания, нет ограничений и на вакцинацию – при астме она не противопоказана.

Если у вас остались вопросы и вам нужна профессиональная консультация, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим докторам!