МРТ плаценты

Врачами -рентгенологами отделения лучевой диагностики КардиоКлиники, совместно с центром Алмазова были внедрены в практику работы отделения магнитно-резонансной томографии — методика исследования и алгоритм оценки результатов МР-исследования плаценты с применением способа топографо-анатомической сегментации МРТ-изображений матки во II и III триместрах беременности.

«Бомба замедленного действия» — так называют акушеры-гинекологи одно из самых жизнеугрожающих состояний во время беременности, опасное и тяжелое заболевание — приращение плаценты. Оно чаще других сопряжено с такими лидирующими причинами материнской смертности, как разрыв матки и массивное акушерское кровотечение, из-за чего женщине требуются максимально быстрая остановка маточного кровотока и переливание крови. Иногда вследствие этого возможны инфекционные осложнения и даже удаление матки.

Частота случаев приращения плаценты значительно возросла за последние несколько десятилетий: с 1/30 000 в 1950-х годах до 2/1000 к 2000-м годам и до 3/1000 в настоящее время. Основными причинами возникновения такого опасного для жизни беременной состояния чаще всего являются: патология эндометрия, предлежание плаценты, предшествующие настоящей беременности миомэктомия, кесарево сечение и любые другие оперативные вмешательства на матке.

При сопутствующих обстоятельствах уже на самых ранних сроках беременности происходит аномальная инвазия бластоцисты как по глубине, так и по расположению в полости матки. Вслед за которой происходит и аномальное ремоделирование материнских сосудов.

Placenta Accreta Syndrome, Edited by Robert M. Silver, M.D., 2017 г.

Массивное кровотечение возникает именно из-за значительно выраженного коллатерального кровотока в малом тазу, а также из-за формирования гипернеоваскуляризации в матке во время развивающейся беременности с приращением плаценты.

Еще в 1990-х — начале 2000 годов диагностика этой патологии была возможна только интраоперационно. Это не позволяло своевременно готовиться к таким грозным осложнениям, как массивное кровотечение, нередки были случаи гибели беременной и плода в родах.

Анализ незапланированных ситуаций, связанных с предлежанием и приращением плаценты, показал наличие проблем, связанных с отсутствием своевременной пренатальной диагностики и подготовки к родоразрешению таких женщин.

В то время акушеры-гинекологи готовились к любому возможному исходу, когда входили в операционную к беременной с предлежанием и подозрением на приращение плаценты. Диагноз подтверждался или выставлялся в операционной с последующим гистологическим исследованием макропрепарата — удаленной матки. Объемы кровопотери у женщин с одинаковым диагнозом «приращение плаценты» были разными и непредсказуемыми. Четкого понимания при наличии порой одинаковых по описанию признаков УЗИ и МРТ не было.

Знание факторов риска, понимание патофизиологии приращения плаценты, а также специально разработанных протоколов алгоритм пренатальной МРТ-диагностики и комплексной оценки ее результатов в настоящее время способствует более раннему выявлению этой патологии, определению распространенности и выраженности патологического процесса в матке и за ее пределами в начале третьего триместра, прогнозированию возможных вариантов осложнений, что способствует планированию оптимальных сроков и тактики оперативного родоразрешения, применения рентгенэндоваскулярных методик и иных кровосберегающих технологий на этапе хирургического вмешательства, что в конечном счете позволяет существенно снизить риски развития осложнений.

Информация для пациентов, которым показано МРТ-исследование во время беременности

Магнитно-резонансная томография (МРТ) — безопасный и информативный метод диагностики, который применяется в клинической и научно-исследовательской пренатальной практике почти 40 лет.

В нашей клинике установлен высокопольный Магнитно-резонансный томограф напряженностью магнитного поля 1,5 Тл. С помощью МРТ можно визуализировать нормальную анатомию и патологические изменения органов и тканей будущей матери и плода, а отличный межтканевой контраст позволяет фиксировать даже мелкие детали.

Важным фактом является возможность получения МР-изображений с любой необходимой ориентацией и толщиной среза (до 1,5–2 мм), в том числе и в движении (как киносъёмка).

Введения контрастного препарата беременным женщинам противопоказано.

Исследования беременным женщинам выполняется по показаниям (неакушерская патология, аномалии развития, патология плаценты и др.).

Какие могут быть показания для направления на МРТ во время беременности?

На любом сроке беременности:

• Неотложные медицинские показания.
  • «Неясность» патологии при проведении УЗИ
  • Результат МРТ-исследования может повлиять на тактику ведения беременности.

С 18 недели беременности:

• При наличии сложностей, связанных с выполнением УЗИ.
  • При подозрении на патологию плода перед проведением пренатального консилиума.
  • При патологии плаценты (например, предлежание плаценты и подозрение на ее приращение, плацентомегалия, трофобластическая болезнь и др.).
  • Фето- и пельвиометрия для определения рисков диспропорции между размерами плода и размерами таза беременной.
  • Неакушерская патология у беременной (подозрения на образования яичников, матки, внеорганных образований полости малого таза, острая хирургическая патология -ЖКБ, панкреатит и др, патология почек (МКБ, пиелонефрит, гидроуретер и т.д)

Как происходит подготовка к МРТ?

• Первичное информирование лечащим врачом: исключение абсолютных и относительных противопоказаний для МР-исследования (наличие несовместимых с томографом электронных систем и др. ферромагнитных систем в теле, клаустрофобия и др.).
  • Оповещение лечащим врачом обоих родителей об ожидаемых результатах МРТ-исследования.
  • Оповещение беременной о безопасности метода, методических особенностях МРТ-исследования.
  • Предупреждение женщины о необходимости:
    • прекращения приема железосодержащих препаратов за несколько дней до исследования из-за возможных артефактов от их наличия в кишечнике;
    • отказа от кофеин- и сахаросодержащих продуктов;
    • приема пищи за 4 часа до обследования для уменьшения артефактов от перистальтики кишечника и «послеобеденных» движений плода;
    • опорожнения мочевого пузыря непосредственно перед исследованием.
  • Рекомендации по одежде для исследования: легкая и комфортная одежда (х/б майка, футболка, лосины, брюки без молний, заклепок, страз и т.п., носки).

Как происходит исследование?

• Необходимо прийти за 15 минут до времени предполагаемого исследования для заполнения анкеты беременной и информированного согласия на исследование.
  • Принести с собой все выписки, данные УЗИ, для ознакомления врача-рентгенолога с анамнезом и обоснованной лечащим врачом целью МРТ-исследования:
    • матери: карта беременной + данные всех исследований/скринингов;
    • плода: гестационный возраст (более 18 нед.) + данные всех исследований/скринингов.

После ознакомления с результатами предыдущих исследования и определения плана исследования пациентка приглашается в кабинку для переодевания, рентгенолаборант еще раз тщательно собирает анамнез, уточняет наличие метталических конструкций в организме беременной женщины, наличие стентов, кардиостимуляторов, искусственных клапанов, клипс на сосудах, ушных имплантов и т.д.

Беременная располагается на столе-транспортере, который помещается внутрь МР-томографа.

Положение беременной может быть либо полубоком, либо на левом боку (зависит от состояния пацентки и позы, в которой наиболее удобно проводить исследование).

На живот укладывают специальную плоскую катушку, которая нужна для получения МР-изображений.

Во время исследования беременная может ощущать незначительные вибрации от стола-транспортера. Опасаться этого не стоит; также во время исследования будет немного шумно, не стоит этого пугаться, это нормальная работа аппарата. Беременная будет защищена от вибрации специальным матрасом на столе-транспортере и наушниками, плод защищен маткой и тканями живота беременной.

Сколько времени необходимо для МРТ-исследования и на получение ответа на вопросы лечащего врача?

Максимальное время исследования — 30 минут. За это время получают изображения в разных плоскостях и разных импульсных последовательностях.

Время пребывания беременной в самом отделении МРТ может быть дольше на 15–20 минут. Это связано с подготовкой к исследованию, настроем пацентки. Необходимо не нервничать, не паниковать, чтобы мама и плод не шевелились во время исследования и изображения получались хорошего качества.

После окончания исследования беременная медленно поднимается и присаживается на несколько минут. Потом ей помогают встать со стола-транспортера и провожают в комнату для переодевания.

Когда будет готов результат?

Как правило, результат исследования выдается на следующий день. Это связано с большим количеством срезов, которые необходимо проанализировать. Диск с изображениями выдается сразу, после окончания исследования.
В экстренных случаях заключение выдается в максимально быстрые сроки.

Также в нашей клинике можно получить результаты исследования на электронную почту, которую необходимо оставить в регистратуре при оформлении на исследование.

ЦЕНЫ НА МРТ плаценты
Наименование Цена
Стоимость исследования 7 500 руб.
Не является публичной офертой, за уточнением информации обращайтесь в АО "КардиоКлиника"

Отделение МРТ работает семь дней в неделю.