Общие принципы лечения артериальной гипертензии.

Артериальная гипертензия – это заболевание, которое проявляет себя повышением артериального давления. Основными признаками являются головная боль, головокружение, снижение работоспособности, общее плохое самочувствие, также может быть одышка, дискомфорт в груди. Среди причин артериальной гипертензии важную роль играет наследственная предрасположенность, реже - заболевания почек и эндокринной системы. Первые признаки могут появиться в любом возрасте. Факторами риска являются психоэмоциональное перенапряжение, переутомление, малоподвижный образ жизни, избыточный вес, курение.

Артериальная гипертензия всегда требует лечения, т.к. приводит к хроническому нарушению работы различных органов (снижение памяти, внимания, развитие аритмии, сердечной недостаточности) или осложняется острыми состояниями (инфаркты, инсульты).

В настоящее время артериальная гипертензия хорошо поддается лечению. У большинства пациентов можно получить надежный контроль над заболеванием. В этом очень важную роль играет желание пациента быть здоровым, т.к. многие факторы повышения артериального давления поддаются коррекции. Человек может изменить образ жизни и питания, чтобы контролировать заболевание и снизить риск осложнений. Доказано, что артериальное давление снижает регулярная двигательная активность (надо больше ходить, плавать), снижение веса (даже на 2-3 кг в месяц), нормализация режима труда и отдыха (достаточный ночной сон), ограничение употребления соли, отказ от курения.

Регулярное медикаментозное лечение рекомендовано при недостаточном эффекте немедикаментозных методов, а также при выявлении изменений в органах или осложнениях. Цель лечения - улучшение самочувствия пациента и снижение риска осложнений. Для правильного выбора лекарств кардиолог проведет необходимое обследование и индивидуально подберет дозы препаратов. Иногда это требует времени и терпения со стороны пациента и врача. Любому врачу важно активное участие пациента в процессе лечения, его понимание.

Даже на хорошо подобранном лечении не исключены периоды ухудшения течения заболевания, а при определенных условиях возможно развитие гипертонического криза, то есть быстрого подъема артериального давления, сопровождающегося резким ухудшением самочувствия пациента (выраженная головная боль, озноб, тошнота, рвота). Каждый пациент должен знать, как помочь себе в этой ситуации, иметь необходимые лекарства. Если состояние не улучшается, то может понадобиться стационарное лечение. Чтобы этого избежать пациенты должны регулярно наблюдаться у кардиолога для своевременной коррекции лечения.