Ишемия

Ишемия – состояние, при котором резко снижается приток крови к какой-либо области тела, в результате чего происходит нарушение функции клеток, а в тяжелых случаях их гибель. Причиной ишемии является сужение или закупорка артерий, несущих кровь от сердца к органам.

Ишемия нижней конечности на ранних стадиях проявляется нарушением ее функции, а именно ограничением дистанции ходьбы.

Критическая ишемия – крайнее проявление нарушения проходимости артерий нижней конечности, которое проявляется интенсивными болями или омертвением тканей конечности в результате критического снижения притока крови. Омертвение тканей может проявляться, как длительно незаживающая язва или гангрена (при гангрене кожа приобретает черный цвет).

Основные факторы риска, повышающие вероятность развития ишемии нижней конечности, включают в себя курение, сахарный диабет, пожилой возраст, нарушения липидного обмена, повышенное артериальное давление.

Тревожные симптомы, которые могут свидетельствовать о развитии критической ишемии нижней конечности:

• потертости или язвы на стопе, которые не заживают или заживают слишком медленно
  • сильная боль или чувство онемения в конечности в состоянии покоя
  • гангрена (почернение частей стопы)

При появлении любого из этих симптомов необходимо срочно обратиться за медицинской помощью.

Помимо осмотра специалиста, диагностика критической ишемии нижней конечности может включать в себя:

• ультразвуковое исследование (дуплексное либо триплексное сканирование артерий нижних конечностей);
  • магниторезонансную томографию, компьютерную томографию;
  • прямую ангиографию (процедуру, при которой непосредственно в артериальную систему нижних конечностей вводят специальное контрастное вещество).

Лечение критической ишемии нижней конечности должно начинаться как можно раньше. В связи с этим очень важно при первых симптомах заболевания обратиться за консультацией к специалисту (сосудистому хирургу), а при отсутствии такой возможности – к хирургу поликлиники.

Основным методом лечения критической ишемии является хирургический. Чаще всего он представлен одним или несколькими из следующих вмешательств:

• реваскуляризацией (улучшением или полным восстановлением притока крови к конечности)
  • некрэктомией (удалением мертвых и/или инфицированных тканей) или малой ампутацией (удалением мертвых и/или инфицированных тканей с пересечением костных структур на уровне стопы)
  • высокой ампутацией конечности (удаление мертвых и/или инфицированных тканей с пересечением костных структур на уровне голени или бедра).

После хирургического лечения необходимо принимать медикаменты, снижающие риск тромбообразования. Их выбор осуществляет лечащий врач в зависимости от клинических показаний и противопоказаний.