Что нужно знать о сахарном диабете

Сахарный диабет (СД)- это одно из самых распространенных заболеваний на планете, и поистине является неинфекционной эпидемией. На сегодняшний день в мире насчитывается 463 миллиона больных СД, что составляет около 6% от всего населения земного шара и заболеваемость неуклонно растет. В России СД страдает 4,5 миллиона человек. Каждый год от СД и его осложнений в России погибает 200 тысяч человек.

Сахарный диабет – это хроническое заболевание, характеризующееся повышением глюкозы крови и сопровождающееся повреждением и нарушением функции различных органов, особенно глаз, почек, сердца, кровеносных сосудов и нервов.

Для поддержания жизнедеятельности наш организм нуждается в постоянном притоке энергии. Глюкоза – это основной, самый простой и доступный энергетический субстрат. Глюкоза является конечным продуктом расщепления углеводов, которые содержаться в хлебе, крупе, картофеле и даже в молоке, и поступает в кровяное русло из пищеварительного тракта. Далее глюкоза должна попасть внутрь клеток через специальные «каналы», и вот тут необходим гормон - инсулин, без него эти «каналы» не откроются. В некоторые ткани (нервная ткань, эритроциты, ткани глаза и др.) глюкоза проникает без участия инсулина, поэтому при высоком ее уровне в крови, наблюдается повышенное поступление, накопление и повреждающее действие.

Инсулин синтезируют эндокринные клетки (бета – клетки), которые располагаются в поджелудочной железе в виде скоплений (островков). Они постоянно, в течение всей жизни вырабатывают необходимое количество инсулина, для того чтобы глюкоза из крови могла попадать внутрь клеток и обеспечивать их необходимой энергией. Благодаря этому у здорового человека в течение суток глюкоза крови колеблется от 3,3 до 7,8ммоль/л. Натощак обычно в диапазоне от 3,3 до 5,8ммоль/л, а через 2 часа после еды – от 3,3 до 7,8ммоль/л.

Критерии диагностики сахарного диабета установлены Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). Они ОДИНАКОВЫ для людей ВСЕХ возрастов и составляют: 7 и более ммоль/л натощак и 11 и более ммоль/л через 2 часа после пищевой нагрузки (или нагрузке глюкозой при проведении специального теста). Показатели глюкозы крови, которые попадают в диапазон между нормальными и диабетическими относятся к диагнозу «предиабет». Несколько отличаются показатели глюкозы крови для постановки диагноза сахарного диабета, связанного с беременностью. Это гестационный сахарный диабет, который возникает во время беременности и проходит после родов.

При полном отсутствии инсулина, которое связано с разрушением островков поджелудочной железы, глюкоза не может пройти через мембрану клеток в цитоплазму и в большом количестве накапливается в крови. Эта ситуация характерна для сахарного диабета 1 типа. Этот тип чаще развивается у детей, подростков и людей молодого возраста, хотя иногда встречается и после 40 лет.

Сахарный диабет тип 1 характеризуется острым началом и выраженными жалобами: у человека появляется учащенное обильное мочеиспускание, жажда, сухость во рту, слабость, снижение веса. При отсутствии своевременной помощи быстро наступают тяжелые метаболические осложнения, угрожающие жизни. Лечение в этом случае возможно только одно – инсулинотерапия.
Доля сахарного диабета 1 типа составляет около 10 %. Остальные 90% в структуре заболеваемости занимает сахарный диабет 2 типа.

При сахарном диабете 2 типа механизм повышения сахара в крови иной. Бета – клетки инсулин вырабатывают, но этот инсулин не может адекватно выполнять свою функцию из-за нарушенной восприимчивости к нему организма. В результате, при наличии инсулина (нередко даже избыточного количества) глюкоза не может попасть в клетки и остается повышенной в крови. Это состояние называется инсулинорезистентностью (нечувствительностью к инсулину) и для того, чтобы преодолеть это, бета – клетки должны вырабатывать большее количество инсулина.

Развитие сахарного диабета 2 типа происходит постепенно. Такие характерные симптомы, как сухость во рту, жажда, учащенное мочеиспускание, никтурия (ночное мочеиспускание), кожный зуд могут быть невыраженными и остаться незамеченными. В связи с этим, несмотря на все достижения современной медицины, сахарный диабет 2 типа очень часто не выявляется своевременно, и на момент установления диагноза у пациента имеются осложнения, такие, как поражение глаз, почек, нижних конечностей, сердечно – сосудистые заболевания.

Каждый современный человек может и должен знать о факторах риска развития сахарного диабета 2 типа, которые можно разделить на две группы. Первая группа – не модифицируемые факторы риска, то есть те, на которые мы никак не можем повлиять. Это - возраст, наследственность, наличие некоторых заболеваний, в том числе эндокринных. Вторая группа – модифицируемые факторы риска. Это те факторы, изменение которых в наших руках, которые мы обязаны устранить или хотя бы уменьшить. К ним относятся в первую очередь ИЗБЫТОЧНЫЙ ВЕС, неправильное несбалансированное питание, низкая двигательная активность.

Людям, имеющим факторы риска, необходимо регулярно исследовать содержание глюкозы крови. Для этого можно использовать глюкометр (портативный прибор для экспресс- анализа) или один раз в три - шесть месяцев контролировать уровень глюкозы крови в лаборатории. Особенно информативно определение такого показателя, как гликированный (гликозилированный) гемоглобин (HbA1C), который позволяет судить о среднем уроне гликемии за 3 предыдущих месяца.

При обнаружении даже незначительных отклонений в анализах необходимо обратится к эндокринологу. Только специалист, проведя все необходимые тесты и анализы, сможет выявить начало сахарного диабета, а также скрытые нарушения углеводного обмена.

Раннее выявление, как диабета, так и предиабета позволит начать своевременную борьбу с заболеванием и поможет не допустить развития осложнений. Длительное отсутствие лечения приводит к необратимым последствиям для всего организма. Поэтому своевременная постановка диагноза и назначение адекватной индивидуально подобранной терапии является жизненно необходимым.