Ангиопластика и стентирование артерий нижних конечностей

Что это? Внутрисосудистый метод лечения ишемии нижних конечностей*. Во время процедуры все внутрисосудистые инструменты (баллоны, стенты и т.д.) попадают в артерии ног через прокол на руке или ноге с помощью длинных пластиковых трубок (катетеров), перемещаясь по «рельсам» (проводнику).

Как это делается? Как и при ангиографии, к месту закупорки или сужения артерии подводят трубку (проводниковый катетер). Далее проводником (тонкой металлической струной со специальным покрытием, заведенной через просвет катетера) хирург проходит через пораженный сегмент сосуда. По проводнику в область закупорки/сужения устанавливают баллон, который затем раздувают. Таким образом восстанавливается проходимость артерии. Для поддержания формы артерии в ряде случаев (не всегда) имплантируется металлический каркас – стент. Он также доставляется к месту сужения на баллоне, двигаясь по «рельсам» (проводнику). В конце процедуры врач контролирует кровоток по артерии, положение стента с помощью ангиографии. После завершения процедуры на место пункции накладывается давящая манжета или повязка, которая позволяет отверстию в артерии закрыться.

Кому показана ангиопластика и стентирование?

Пациентам с облитерирующим атеросклерозом или эндартериитом артерий нижних конечностей, который приводит к выраженному ограничению дистанции ходьбы или угрожает развитием гангрены конечности.

Всем ли пациентам с заболеваниями артерий нижних конечностей можно выполнить подобное вмешательство? В большинстве случаев (в 70-80%) больным с ишемией нижних конечностей можно помочь, выполнив ангиопластику. Однако, от 20 до 30% из них потребуют более серьезного и сложного вмешательства — шунтирования (создание нового сосуда взамен «заросшего») или эндартерэктомии (восстановление просвета артерии путем удаления из нее атеросклеротической бляшки). Это так называемые «открытые операции», которые, в противоположность внутрисосудистым вмешательствам, требуют более серьезной подготовки, общей или проводниковой анестезии, значительно более длительной реабилитации. Выбор той или иной методики вмешательства индивидуален, зависит от большого числа нюансов, осуществляется врачами-специалистами и всегда обсуждается с пациентом.

Большое ли значение имеет выбор модели стента при ангиопластике артерий нижних конечностей?

Безусловно, разные модели стентов отличаются по своим техническим характеристикам. Однако крупные сравнительные исследования стентов разных производителей отсутствуют. На основании анализа публикуемых результатов стентирования артерий нижних конечностей трудно прийти к однозначному заключению о том, влияет ли выбор модели стента на результат операции. Существующие рекомендации оставляют этот вопрос на усмотрение хирурга. Стенты со специальным покрытием крайне редко используются при ангиопластике артерий нижних конечностей, поскольку их преимущества перед обычными стентами в этой категории больных убедительно не доказаны. Результат внутрисосудистого вмешательства на артериях нижних конечностей главным образом зависит от особенностей поражения сосуда (протяженность и локализация закупорки, состояние сосудистого русла «выше» и «ниже по течению») и тяжести симптомов заболевания.

Почему КардиоКлиника?
Оснащение. В операционной КардиоКлиники используются только эндоваскулярные инструменты ведущих мировых производителей (Abbott, Cordis, Terumo, Medtronic).
Опыт врачей. В КардиоКлинике операции выполняются опытными врачами, прошедшими стажировку в клиниках Германии и США.
Краткосрочное пребывание. Краткосрочное пребывание. После стентирования пациенты покидают КардиоКлинику на следующий день, после коронарографии – в тот же день.
Комфорт. «Домашняя обстановка» и уют создаются в КардиоКлинике много лет, отделение реанимации и палаты оснащены всем необходимым для удобного пребывания и лечения.

* Ишемия нижних конечностей – патологическое состояние, обусловленное недостаточным поступлением крови в нижние конечности вследствие сужения или закупорки артерий ног. В тяжелых случаях может привести к гангрене конечности.